история авианосцев  

Авианосец

— класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация.

   
  История авианосцев.
Главная
 

"Журавли" и "Драконы"

Когда командующий американским Тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимитц узнал об итогах завершившегося боя у мыса Энганьо, он назвал тот день — 25 октября 1944 г. — самым счастливым в жизни. Причиной тому послужила весть о потоплении «Дзуйкаку» — последнего из четверки авианосцев, построенных накануне войны и в течение нескольких лет бывших самым грозным противником Соединенных Штатов. Уничтожение «Счастливого дракона» (так переводится название этого корабля) означало конец японского императорского флота...

Любопытно, что в 30-е гг. морские стратеги Страны восходящего солнца оказались дальновиднее своих коллег из Великобритании и США. Они раньше других оценили боевые возможности авианосцев и предугадали их решающую роль в будущих морских сражениях. Поэтому к проектированию новых кораблей данного класса они подошли с особой тщательностью, стараясь учесть все недостатки предшественников — как собственных, так и зарубежных.

Первыми по-настоящему боевыми японскими авианосцами стали «Сорю» («Голубой дракон») и «Хирю» («Летящий дракон»). Своим появлением они обязаны Лондонскому морскому договору 1930 г., согласно которому Япония могла несколько усилить свой авианосный флот. Соотношение суммарного тоннажа авианосцев США, Великобритании и Японии теперь составляло 10:10:7 вместо предусмотренного Вашингтонской конференцией 5:5:3. «Сорю» строился по основной, «Хирю» — по дополнительной программе 1931-1932 гг.

По архитектуре эти авианосцы стали прототипами почти всех последующих серий японских кораблей такого класса. Они имели сплошную полетную палубу, двухъярусный ангар, маленький «остров», две загнутые вниз и назад дымовые трубы и три самолетоподъемника. В целом их проект (в рамках отведенного на них водоизмещения) оказался весьма удачным, гармонично сочетая высокую скорость с мощным зенитным вооружением, внушительной численностью авиагруппы и вполне приличной защитой.

Полетная палуба головного «Сорю» имела размеры 216,9 х 26 м. Она оборудовалась 9 аэрофинишерами, способными задерживать самолеты весом до 6000 кг с посадочной скоростью 125 км/ч, и двумя аварийными барьерами. Двухъярусный ангар вмещал 71 самолет; верхний имел размеры 171,3 х 18 м, нижний — 142,4 х 18 м. Правда, за столь внушительную площадь пришлось заплатить малой высотой ангара (верхний — 4,6 м, нижний — 4,3 м), из-за чего на первом ярусе могли размещаться только истребители.

Обводы корпуса «Сорю» создавались на основе теоретического чертежа тяжелого крейсера, энергетическая установка была унифицирована с примененной на крейсере «Могами». Пропульсивные качества авианосца оказались весьма высокими: при водоизмещении, почти вдвое большем, чему «Могами», «Сорю» развивал ход лишь на два узла меньше.

Бронирование вышло весьма скромным, что определялось ограниченным водоизмещением. Толщина бронепояса в районе машинно-котельных отделений составляла 47 мм, броневая палуба и погреба боезапаса прикрывались 25-мм стальными плитами. Наибольшую толщину — 55 мм — имела защита танков с авиационным бензином.

«Хирю» строился по усовершенствованному проекту. Высоту его корпуса увеличили на одну палубу, «остров» перенесли на левый борт («Хирю» стал вторым после «Ака-ги» и последним японским авианосцем с таким «островом»). Ширину полетной палубы увеличили на 1 м, запас топлива — на 20%. Несколько усилили бронирование — толщину защиты погребов боезапаса довели до 150 мм, цистерн с авиабензином — до 90 мм. Водоизмещение корабля выросло на 1350 т

«Драконы» стали прототипом следующей пары тяжелых авианосцев, по праву считавшихся лучшими в мире и нанесших наибольший ущерб американскому флоту на Тихом океане. Однотипные «Секаку» («Парящий журавль») и «Дзуйкаку» («Счастливый журавль») были спроектированы в 1936 — 1937 гг. как увеличенный и усовершенствованный вариант «Сорю». По архитектуре и компоновке они почти в точности повторяли его, однако их бронирование, зенитное вооружение и авиагруппа были усилены.

Мореходность «Секаку» по сравнению с «Сорю» заметно улучшилась. Корпус стал на одну палубу выше и приобрел новые обводы — «клиперский» форштевень с большим развалом носовых шпангоутов и бульбом в подводной части (здесь конструкторы использовали опыт проектирования линкора «Ямато»).

Ангар был двухъярусным, полностью закрытым. Длина верхнего яруса составляла 150 м, нижнего — 133 м; высота каждого — 4,83 м. Всего на обоих ярусах помещалось 84 самолета В ангаре имелись посты заправки самолетов и подвески авиабомб, что ускоряло подготовку к вылету, но увеличивало опасность пожара — тем более, что ангар не имел никакой защиты от бомб и снарядов.

Полетную палубу покрыли деревянным настилом, ее размеры — 242,2 х 29 м. Самолеты подавались наверх тремя электрическими лифтами; подъем одного самолета занимал 15 с, а полный цикл, включая погрузку и выгрузку, — 40 с. Катапульт, как и на «драконах», не было: размеры палубы позволяли самолетам стартовать со свободного разбега. Посадку летательных аппаратов обеспечивали 8 тросовых аэрофинишеров и 4 аварийных барьера.

Информация о бронировании «Секаку» и «Дзуйкаку», опубликованная в зарубежной литературе, весьма противоречива — например, некоторые источники приписывают авианосцам наличие 215-мм броневого пояса и 170-мм палубы! Наиболее правдоподобно выглядят следующие данные: броневой пояс был внутренним, наклонным; он защищал примерно 2/3 длины корпуса. Толщина его достигала 105 мм. Машинно-котельные отделения сверху прикрывала 84-мм палуба. Остальные палубы, включая полетную, изготавливались из стали толщиной 16—19 мм. Наибольшую толщину имела локальная коробчатая защита погребов боезапаса и цистерн авиабензина — вероятно, отсюда и пошли легенды о сверхмощном бронировании авианосцев.

В процессе эксплуатации четверка японских авианосцев прошла несколько модернизаций, направленных, главным образом, на усиление зенитного вооружения и обеспечение противопожарной безопасности. В частности, были ликвидированы посты заправки самолетов в ангаре (оставлены только на верхней палубе), внедрены новая система пенотушения и противопожарные перегородки в ангаре. Танки с авиабензином получили дополнительную защиту из бетона. Число 25-мм зенитных автоматов (в одно-, двух- и трехствольных установках) постоянно росло: например, в 1944 г. на «Дзуйкаку» их было 106 (18x3 + 5x2 + 42x1). Кроме того, имелись восемь 28-ствольных установок для запуска 120-мм зенитных неуправляемых ракет — правда, это оружие оказалось абсолютно неэффективным.

«Журавли» и «драконы» активно участвовали почти во всех крупных сражениях на Тихом океане в начале Второй мировой войны; даже дату нападения на Перл-Харбор японцы выбирали, исходя из сроков готовности последнего корабля знаменитой четверки — «Дзуйкаку». Они нанесли американскому флоту весьма ощутимый ущерб, но и их собственный век оказался недолог. «Сорю» и «Хирю» погибли в июне 1942 г. в сражении у атолла Мидуэй, «Секаку» два года спустя пустила ко дну американская субмарина «Кавэлла», а через четыре месяца в результате попадания шести авиационных торпед и семи бомб перевернулся и затонул «Дзуйкаку». Безраздельными хозяевами Тихого океана отныне стали американские авианосцы.

Авианосец «Хирю»

1. Авианосец «Хирю» (Япония, 1939). Водоизмещение стандартное 17300 г, полное 21900 т. Длина наибольшая 227,4 м, ширина 22,3 м, осадка 7,84 м. Мощность паротурбинной установки 152 ООО л.с, скорость 34,5 узла. Экипаж 1100 чел. Вооружение: 12 127-мм орудий, 31 автомат калибром 25 мм, до 71 самолета.

Авианосец «Секаку»

2. Авианосец «Секаку» (Япония, 1941). Водоизмещение стандартное 25675 т, полное 32105 т. Длина наибольшая 257,5 м, ширина 26 м, осадка 9,3 м. Мощность паротурбинной установки 160 ООО л.с, скорость 34 узла. Экипаж 1660 чел. Вооружение: 16 127-мм орудий, 36 автоматов калибром 25 мм, до 84 самолетов.

 
  Литература:
"ТМ" 06 - 2002
  Пропульсивные качества судна (от лат. propulsus — толкаемый вперёд, подгоняемый), характеристика ходкости судна, выражаемая соотношением между мощностью, затрачиваемой при движении судна, его размерами и скоростью.    
           
Hosted by uCoz