история авианосцев  

Авианосец

— класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация.

   
  История авианосцев.
Главная
 

Непотопляемый "Илластриес"

Вторая атака на приближавшийся к Мальте авианосец «Илластриес» для англичан оказалась внезапной. Моряки, успешно отразив первый налет немецких бомбардировщиков, немного расслабились. А находившиеся в воздухе палубные истребители увлеклись погоней за двумя итальянскими самолетами и удалились от своих кораблей. Поэтому 43 «юнкерса» 10-го германского авиакорпуса беспрепятственно приблизились к британскому соединению и были обнаружены слишком поздно. Один за другим они прорывались сквозь яростный заградительный огонь и пикировали на главную цель — авианосец. Итог этого боя, произошедшего 10 января 1941 г., — семь прямых попаданий 250-кг и 500-кг бомб в палубу «Илластриеса» и шесть сбитых бомбардировщиков. Казалось, немцы одержали победу: такое число попаданий считалось для корабля смертельным, и он неизбежно должен был затонуть. Но на деле вышло иначе. Искалеченный авианосец, несмотря на бушевавший пожар, огромные разрушения в ангаре и вышедшую из строя рулевую машину, все же сохранил ход и к вечеру достиг Ла-Валетты. Так боевой опыт подтвердил правильность предвоенных расчетов британских судостроителей, внедривших в конструкцию авианосца важное новшество — бронированную верхнюю палубу. Именно оно вкупе с хорошей выучкой экипажа спасло «Илластриес» от неминуемой гибели.

Проектирование нового авианосца для Королевского флота началось в 1936 г. К тому времени в распоряжении корабелов имелись готовые чертежи весьма удачного корабля «Арк Ройял», однако Адмиралтейство решило разработать принципиально новый проект. «Илластриес» предназначался для европейского театра военных действий, где вероятность встречи с вражескими береговыми бомбардировщиками считалась весьма высокой. Поэтому конструкторам поставили задачу обеспечить надежную защиту корабля от 500-фунтовых (227-кг) бомб и 152-мм снарядов. При этом его стандартное водоизмещение не должно было превышать 23000 т — предела, разрешенного Лондонским морским договором.

Главной особенностью «Илластриеса» было расположение большей части горизонтальной брони не на ангарной, а на верхней палубе. В результате самое пожароопасное место авианосца — ангар — теперь находилось внутри хорошо защищенной цитадели: сверху его прикрывала 76-мм броня, а с боков — 114-мм стены. Ангарная палуба внутри броневой цитадели была 25-мм толщины, нижняя палуба вне цитадели — 76-мм. В районе ватерлинии борт защищал 114-мм пояс, а ниже ватерлинии — внутренняя 37-мм противоторпедная переборка. Но за столь мощное бронирование пришлось заплатить, в частности, уменьшением высоты надводного борта: полетная палуба «Илластриеса» возвышалась над поверхностью моря на 11,6 м, тогда как на «Арк Ройяле» — на 17,1 м. Ну и самое главное: пришлось резко сократить численность авиагруппы. На «Илластриесе» она насчитывала всего 36 самолетов — вдвое меньше, чем на «Арк Ройяле» и втрое — чем на американском «Эссексе».

Ангар «Илластриеса» был одноярусным, размерами 139,6 х 18,9 х 4,9 м. В отличие от «Арк Ройяла», имевшего три близко расположенных самолето-подъемника, «Илластриес» оборудовали двумя лифтами (размерами 13,7 х 6,7 м и грузоподъемностью 6,4 т), разнесенными в оконечности корабля — за пределы бронированного ангара. Такое решение обуславливалось нежеланием создавать лифт с тяжелой бронированной площадкой. Поэтому самолетоподъемники были размещены на небронированных участках палубы и отделялись от ангара 114-мм раздвижными дверями.

Авиационно-техническое оборудование состояло из гидропневматической катапульты BH-III (могла разгонять самолет массой 5 т до скорости 122 км/ч), шесть тросовых аэрофинишеров и две аварийных барьеров. Запас авиабензина составлял 230 тыс. л, в том числе 196,8 тыс. л внутри броневой цитадели.

Особенностью архитектуры «Илластриеса» являлась и «аэродинамическая» форма «острова» и дымовой трубы — в виде профиля самолетного крыла, а также закругленная носовая палуба: по замыслу конструкторов, все это должно было уменьшить турбулентность воздуха и улучшить условия взлета и посадки самолетов. В то же время закругления палубы уменьшали ее эффективную длину до 189 м, поэтому на последующих однотипных кораблях, начиная с «Викториеса», их уменьшили.

Компоновка силовой установки была традиционной: каждый турбозубчатый агрегат устанавливался в своем отделении, котлы — по два в одном отделении. Запас жидкого топлива составлял 4850 т, диаметр циркуляции на полном ходу — 960 м.

Зенитное вооружение выглядело весьма солидно. В него входили 16 новых 114-мм орудий Mk-lll в двух -орудийных башнях и шесть восьмиствольных 40-мм автоматов «пом-пом». В ходе войны число зенитных автоматов увеличивали, и к 1945 г. на «Илластриесе», помимо 114-мм пушек, имелось сорок стволов 40-мм «пом-помов», три 40-мм «бофорса» и пятьдесят два 20-мм «эрликона». Вполне современным было и радиотехническое оборудование: при вступлении в строй корабль оснастили радиомаяком типа 72 и радаром типа 79. В 1943 — 1944 гг. добавили радары марок 272, 277, 282, а к концу войны — типов 281В, 293, а также аппаратуру опознавания «свой—чужой».

По образцу «Илластриеса» англичане построили еще шесть кораблей — это семейство стало самой большой серией тяжелых авианосцев Королевского флота. Правда, они несколько отличались друг от друга и подразделялись натри типа. Первые — «Илластриес», «Викториес», «Формидейбл» имели одноярусный ангар и трехвальную силовую установку. На последней тройке («Индомитебл», «Индефатигебл», «Имплейкебл») за счет перепланировки внутренних помещений и уменьшения бортовой брони ангар смогли сделать двухъярусным (точнее, «полутораярусным», поскольку нижний ангар был вдвое короче верхнего). Верхний сохранил туже площадь, что и на «Илластриесе», но его высота уменьшилась до 4,27 м. Нижний ангар «Индомитебла» имел размеры 51,2 х 18,9 х 4,9 м, а у двух последних кораблей — 63,4 х 18,9 х 4.27 м. Все это позволило увеличить число принимаемых на борт самолетов: на «Индомитебле» их стало 48, на «Имплейкебле» — 54. А с учетом использования палубных стоянок «Илластриес» мог брать до 52 машин, «Индомитебл» — до 56 и «Имплейкебл» — до 81. Правда, возможности авианосцев этого типа существенно снижала малая высота ангаров: в них не помещались самолеты новых типов — в частности, американские палубные истребители «Корсар» со складывающимися крыльями.

«Илластриес» по праву считается этапным кораблем в эволюции класса авианосцев. Он обладал высокой скоростью, мощным зенитным вооружением, отличной защитой и рядом передовых решений в области корабельной архитектуры. Вместе со своими собратьями «Илластриес» активно участвовал в сражениях Второй мировой войны — от Атлантики до Тихого океана.

Авианосец «Илластриес» (состояние на 1940 г.)

1. Авианосец «Илластриес» (состояние на 1940 г.). Водоизмещение стандартное 23000 т, полное 28210 т. Длина наибольшая 225,5 м, ширина 32,5 м, осадка 8.8 м. Мощность паротурбинной установки 111000 л.с, скорость 30,5 узла. Экипаж 1229 чел. Вооружение: шестнадцать 114-мм орудий, сорок восемь 40-мм автоматов, 36 самолетов.

Авианосец «Имплейкебл» (1944)

2. Авианосец «Имплейкебл» (1944). Водоизмещение стандартное 23450 т, полное 32100 т. Длина наибольшая 233,6 м, ширина 34,9 м, осадка 8.9 м. Мощность паротурбинной установки 148000 л.с, скорость 31,5 узла. Экипаж 1229 чел. Вооружение: шестнадцать 114-мм орудий, сорок четыре 40-мм и сорок 20-мм автоматов, 54 самолета.

 
  Литература:
"ТМ" 10 - 2002
       
           
Hosted by uCoz