история авианосцев  

Авианосец

— класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация.

   
  История авианосцев.
Главная
 

Метаморфозы класса крейсеров

Идея создать компактный, но быстроходный авианосец на базе легкого крейсера возникла задолго до начала Второй мировой войны. Как мы уже знаем, первыми осуществили ее англичане, переоборудовав свой крейсер «Кавендиш», — правда, из-за отсутствия на «перестройке» сплошной полетной палубы эксперимент оказался неудачным. В 1920-е гг. в США обсуждался вопрос о переделке в авианосцы нескольких легких крейсеров типа «Омаха», но командование ВМС никакой заинтересованности в таких кораблях не проявило. В результате первой страной, вплотную подошедшей к осуществлению перспективной идеи, стал Советский Союз. Именно нашими конструкторами из ленинградского ЦНИИ-45 в 1939 г. был разработан предэскизный проект 71а, представлявший собой хорошо сбалансированный легкий авианосец, конструкция которого во многом была унифицирована с легким крейсером проекта 68 («Чапаев»). Правда, в окончательном варианте советской судостроительной программы места авианосцам так и не нашлось.

Вновь вернуться к планам по превращению крейсеров в авианосцы заставил опыт первых боев на Тихом океане. После Пёрл-Харбора американские адмиралы в поисках пути скорейшего усиления своего флота вспомнили о некогда отвергнутых предложениях. Президент Рузвельт поддержал идею создания небольших авианосцев с ограниченными боевыми характеристиками, но пригодных к быстрой и массовой постройке. Так появились новые подклассы авианосцев — тихоходных эскортных (получили обозначение CVE) и быстроходных легких (CVL). Под первые предполагалось использовать корпуса транспортных судов, под вторые — корпуса легких крейсеров. Позже еще два корабля — «Сайпан» и «Райт» — были переоборудованы из недостроенных тяжелых крейсеров типа «Балтимор», но они вошли в строй уже после окончания Второй мировой войны.

Первый легкий авианосец американского флота CVL-22 «Индепенденс» решили перестроить из крейсера «Амстердам» типа «Кливленд». К январю 1942 г., когда был выдан заказ на его переоборудование, крейсер еще находился на стапеле. Для обеспечения остойчивости его корпус, собранный до уровня главной палубы, оснастили булями, что увеличило ширину корабля примерно на 1,5 м. Були левого борта залили цементом — таким образом компенсировался вес небольшого «острова» и четырех необычных квадратных дымовых труб, установленных по правому борту. Горизонтальная защита состояла из нижней броневой палубы толщиной 51 мм. Конструкция броневого пояса потребовала некоторых переделок; их сумели выполнить лишь на последних семи авианосцах серии (первые два бортовой брони вообще не получили). В остальном внутренняя «начинка» кораблей, включая паротурбинную установку, осталась без изменений. Несмотря на рост водоизмещения, ширины и осадки, скорость уменьшилась незначительно и оказалась весьма высокой. Так, «Сан-Джасинто» на испытаниях при водоизмещении 14220 т развил мощность 104805 л.с. и ход 31.74 узла.

Полетная палуба имела размеры 169,2 х 22,3 м; она оснащалась одной гидропневматической катапультой и комплектом аэрофинишеров. Два самолетоподъемника могли поднимать авиатехнику весом до 12,7 т. Но площадь ангара (78,6 х 16,7 м, высота 5,3 м) была меньше, чем на эскортных авианосцах типа «Боуг» и «Касабланка», что предопределило главный недостаток проекта — малую численность авиакрыла.

Артиллерийское вооружение по проекту включало две 127-мм универсальные пушки, восемь спаренных 40-мм и 16 одноствольных 20-мм автоматов. Однако после ходовых испытаний на «Индепенденсе» 127-мм орудия заменили двумя четырехствольными 40-мм «бофорсами»; все последующие корабли изначально получили такое же вооружение. Важным достоинством авианосцев стало весьма совершенное радиолокационное оснащение — на каждом из них устанавливалось по три мощных радара и один радиомаяк.

Всего было построено девять авианосцев типа «Индепенденс» — все они вошли в строй в 1943 г. По своим характеристикам они очень напоминали советский проект 71а. Сами американцы оценивали их как довольно удачные, но слишком «тесные» корабли. Их авиагруппа была втрое меньше по численности, чем у «Эссекса», а дальность плавания — вдвое. Тем не менее они активно участвовали в боевых действиях против Японии. Самолеты с кораблей типа «Индепенденс» потопили авианосец «Хийо» и крейсер «Носиро», вместе с авиагруппами других авианосцев участвовали в уничтожении линкора «Ямато», авианосца «Дзуйкаку» и других кораблей японского флота. Правда, и американцы несли серьезные потери. Два легких авианосца — «Бельо-Вуд» и «Кэбот» — получили серьезные повреждения в результате атак камикадзе, а «Принстон» погиб от взрыва боезапаса после пожара, вызванного попаданием японской авиабомбы во время боев в заливе Лейте в октябре 1944 г.

После Второй мировой войны «Индепенденсу» досталась роль «подопытного кролика»: в 1946 г. он участвовал в ядерных испытаниях на атолле Бикини, а через пять лет был потоплен при испытаниях новых торпед. Два корабля семейства («Бельо Вуд» и «Лэнгли») в 1951 — 1953 гг. передали Франции, позже еще один («Кэбот») — Испании. Последний под названием «Дедало» служил до 1989 г., затем его выкупили американцы для планировавшейся переделки в плавучий музей. Однако из-за банкротства новых хозяев авианосец-ветеран десять лет простоял на приколе и в 1999 г. был продан с аукциона на металлолом. Разборка «Кэбота» на разделочной верфи началась в октябре 2000 г. К сожалению, последний из легких авианосцев — участников Второй мировой войны ныне уже утрачен навсегда.

Авианосец проекта 71а (СССР, проект 1939 г.)

1. Авианосец проекта 71а (СССР, проект 1939 г.). Водоизмещение стандартное 10600 т, полное 13150 т. Длина по ватерлинии 195м, ширина по ватерлинии 18,7м, осадка 5,9 м. Мощность паротурбинной установки 110000 л.с, скорость 34,5 узла. Вооружение: восемь 100-мм орудий, шестнадцать 37-мм автоматов, двадцать 12,7-мм пулеметов, тридцать самолетов.

Легкий авианосец «Индепенденс» (США, 1943 г.)

2. Легкий авианосец «Индепенденс» (США, 1943 г.). Водоизмещение стандартное 11496 т, полное 14751 т. Длина наибольшая 189,7 м, ширина 33,3 м, осадка 7,4 м. Мощность паротурбинной установки 100 000л.с, скорость 31,6узла. Экипаж 1569чел. Вооружение: двадцать четыре 40-мм и двадцать два 20-мм автомата, 35 самолетов.

 
  Литература:
"ТМ" 11 - 2002
       
           
Hosted by uCoz