История авианосцев

Из линкоров в авианосцы

 

Внезапный удар японской палубной авиации по Пёрл-Харбору 7 декабря 1941 г радикально изменил не только существовавший стратегический баланс сил на море, но и вообще военно-политическую ситуацию в мире. Все восемь линкоров, а также три крейсера, три эсминца и несколько вспомогательных судов американского Тихоокеанского флота были потоплены или тяжело повреждены, под бомбами погибли почти две сотни самолетов, находившихся на сухопутных аэродромах. За ошеломляющую победу потомки самураев заплатили потерей всего лишь 20 бомбардировщиков и 9 истребителей! Стало окончательно ясно, что пальма первенства в военно-морской иерархии отныне принадлежит авианосцам, а грозные линкоры вынуждены отойти на второй план.

Примечательно, что два из шести участвовавших в операции авианосцев (в том числе «Акаги» — флагманский корабль командующего соединением вице-адмирала Тюити Нагумо) по замыслу должны были стать линкорами, но волею обстоятельств им пришлось полностью изменить свой облик — к великому огорчению тогдашних японских адмиралов. Тот факт, что флот Страны восходящего солнца таким образом не был ослаблен, а наоборот, стал сильнее, удалось осознать лишь полтора десятилетия спустя.

...Из стран—участниц Вашингтонской конференции по ограничению морских вооружений наиболее уязвленной ее решениями чувствовала себя Япония. И неудивительно: к 1922 г. там полным ходом шло выполнение амбициозной судостроительной программы «-8-8», включавшей постройку 8 сильнейших в мире линкоров и такого же числа линейных крейсеров. Но вместо 16 планировавшихся кораблей, вооруженных артиллерией калибром не менее 410 мм, Японии разрешили ввести в строй всего два — «Нагато» и «Муцу»; остальные же строившиеся гиганты подлежали разборке на металлолом. Единственной лазейкой, позволявшей спасти хотя бы некоторые из них, был пункт договора о возможной переделке линкоров в авианосцы. Хотя Вашингтонское соглашение ограничивало водоизмещение последних 27 тыс. т, для двух стран было сделано исключение. Так, Соединенным Штатам разрешили превратить в авианосцы два гораздо более крупных линейных крейсера типа «Лексингтон», а Японии — столько же типа «Акаги». Заметим, что это решение, не сразу оцененное современниками, в действительности имело далеко идущие последствия. Огромные размеры авианосцев просто вынудили конструкторов создавать крупные и мощные боевые самолеты, а штабных специалистов — разрабатывать тактику их применения. И если бы не внеплановое появление этих кораблей-гигантов, то процесс развития авианосца шел бы куда медленнее...

Линейный крейсер «Акаги» был заложен в конце 1920 г. По проекту его вооружение состояло из десяти 410-мм орудий, а скорость достигала 30 узлов. В новом качестве — как авианосец — он вступил в строй в марте 1927 г. На то время «Акаги» стал крупнейшим кораблем своего класса, и лишь достроенные несколько позже американские «Лексингтон и «Саратога» лишили его этого титула.

На проект переоборудования «Акаги» в авианосец большое влияние оказал английский «Фьюриес». Первоначально японский корабль имел схожую конструкцию: сплошная полетная палуба размером 190,2 х 30.5 м занимала примерно 3/4 длины корпуса, ангар был двухъярусным, и впереди каждого яруса располагались площадки для старта самолетов непосредственно из ангара. Нижняя площадка длиной 55 м предназначалась для взлета бомбардировщиков и торпедоносцев, над ней располагалась вторая, длиной всего 15 м, приспособленная для старта более легких самолетов — истребителей и разведчиков. Верхняя палуба имела небольшой уклон в корму и служила для посадки самолетов.

Подъем машин на верхнюю палубу осуществлялся двумя лифтами. Первоначально авианосец оснастили английской системой торможения самолетов, состоявшей из 60 натянутых вдоль оси корабля стальных тросов. Аэрофинишеры с поперечными тросами установили позже, в 1931 г.

«Акаги» в «наследство» от линейного крейсера досталось относительно мощное бронирование. Примерно 2/3 ватерлинии защищались наклонным броневым поясом толщиной 152 мм. Сверху к нему примыкала стальная палуба толщиной от 32 до 57 мм. Палубы, расположенные выше, бронированы не были.

Вооружение «Акаги» первоначально состояло из десяти 200-мм орудий (4 в башнях и 6 в казематах) и двенадцати 120-мм зениток. Авиагруппа насчитывала 60 самолетов: 16 истребителей, 16 разведчиков и 28 торпедоносцев.

Характерной особенностью внешнего вида авианосца была «двухъярусная» дымовая труба, у которой большой дымоход загибался вниз, а малый — вверх. Во время взлетно-посадочных операций действовала лишь большая (нижняя) труба.

Вторым японским суперавианосцем должен был стать однотипный «Амаги», но корпус этого корабля сильно пострадал во время катастрофического землетрясения 1923 г. Тогда вместо него в авианосец решили превратить линкор «Kaгa», строившийся по той же программе «8-8». Для достройки его отбуксировали на верфь в Йо-косуку; в строй он вступил через год после своего предшественника.

В целом проект авианосца повторял «Акаги». Внешне он отличался конструкцией дымовых труб: на «Каге» дымоходы располагались с обоих бортов и шли вдоль ангара в корму. Однако корпус линкора был на 13 м короче, чем у линейного крейсера, из-за чего пришлось изменить компоновку двухъярусного ангара. В 1934 — 1938 гг. оба корабля прошли капитальную модернизацию, из-за чего стали еще более похожими. Полетную палубу удлинили почти на всю длину корпуса, носовые стартовые площадки на ангарных палубах ликвидировали. Самолетоподъемников стало три, а число принимаемых на борт самолетов увеличилось до 91 (66 боеготовых и 25 резервных в частично разобранном виде). Паровые котлы полностью перевели на нефтяное отопление. В целях повышения остойчивости корпус оснастили булями. Появилась небольшая надстройка-«остров»: на «Акаги» она находилась по левому борту, а на «Каге» — по правому. Вместо двухъярусной трубы установили новую большего размера, направленную назад и вниз. Артиллерийские башни демонтировали, но казематные артустановки сохранили. Зенитное вооружение усилили за счет установки 25-мм автоматов: в 1938 г. на «Каге» их было 22, на «Акаги» — 28.

К началу Второй мировой войны «Kaгa» и «Акаги» оставались крупнейшими авианосцами японского Императорского флота. Они входили в состав знаменитого соединения адмирала Нагумо. участвовали в атаке на Пёрл-Харбор, оккупации островов Бисмарка, блокаде острова Ява. В марте — апреле 1942 г. «Акаги» действовал в Индийском океане и наносил удары по английским базам на Цейлоне. А в июне того же года оба авианосца погибли в ходе переломного морского сражения Второй мировой войны на Тихом океане — битве у атолла Мидуэй. Причем роковую роль в их судьбе сыграла неудовлетворительная противопожарная защита: попаданий всего двух американских бомб в «Акаги» оказалось достаточно, чтобы превратить огромный корабль в пылающий остов. 

ТМ-02-02

Авианосцы.
Главная
Авианосец «Акаги»
Авианосец «Акаги» (Япония, 1927 г.)
Авианосец «Kaгa»
Авианосец «Kaгa» по состоянию на 1941 г.

 



 

Hosted by uCoz