история авианосцев  

Авианосец

— класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация.

 

История авианосцев

  Авианосцы.
Главная
 

Расчеты и просчеты

Вашингтонская конференция 1922 г. нанесла сильнейший удар по амбициям японских адмиралов. Их надежды на господство в Тихоокеанском регионе окончательно рухнули: теперь флот Страны восходящего солнца надолго оставался лишь третьим. В то же время главным предметом торга прибывших в Вашингтон делегаций стали линкоры, причем именно на их постройку наложили самые жесткие ограничения. Создание же новых авианосцев отнюдь не возбранялось — важно было лишь не превысить разрешенный суммарный тоннаж, который для Великобритании и США составлял по 135 тыс. т, а для Японии — 81 тыс. т. Так не слишком компетентные в военно-морских аспектах политики санкционировали стремительное развитие палубной авиации и кораблей для ее базирования.

Первенец нового, «вашингтонского» поколения авианосцев появился в Японии. Им стал «Рюдзе» («Сражающийся дракон»), построенный по программе 1927 г. Как и в случае с кораблями других классов, проектировщики попытались «впихнуть» максимум возможностей в минимум водоизмещения. Поскольку в итоговых документах Вашингтонского соглашения никаких ограничений на строительство авианосцев водоизмещением менее 10 тыс. т не было вообще (резонно считалось, что такой корабль не может быть полноценным носителем боевых самолетов), японцы не преминули воспользоваться этой лазейкой для усиления своего флота. Однако, как и следовало ожидать, из этой затеи ничего хорошего не вышло.

Благодаря всемерной экономии веса и отказу от полноценного бронирования, на бумаге «Рюдзе» обладал вполне приличными для своего времени боевыми характеристиками, хотя его официально объявленное стандартное водоизмещение составляло всего 8 тыс. т. Конечно, японцы традиционно лукавили: уже в проекте оно было заметно больше. Но после того как «Сражающийся дракон» был заложен, адмиралам захотелось увеличить численность его авиагруппы, и ангар пришлось срочно переделывать в двухъярусный, что, разумеется, крайне отрицательно сказалось на остойчивости корабля.

Внешне «Рюдзе» получился весьма необычным. Низкий гладкопалубный корпус сочетался с массивной надстройкой, внутри которой располагался закрытый ангар. «Острова» не было — вместо него под полетной палубой оборудовали ходовой мостик, наподобие тех, что присущи торговым судам. Наконец, авианосец отличался от всех своих собратьев чисто японскими, загнутыми назад и вниз, дымовыми трубами: на сей раз их стало две, причем разного диаметра.

На ходовых испытаниях «Рюдзе» развил предусмотренную проектом скорость, но в остальном их результаты оказались неутешительными. Дымовые трубы на полном ходу сильно заливало волнами, из-за чего их пришлось перенести на одну палубу выше. Но хуже всего обстояли дела с остойчивостью Вероятность опрокидывания корабля в штормовую погоду была вполне реальной, и уже через год после ввода в строй «Рюдзе» вновь отправился на верфь для капитальной перестройки.

В ходе работ в 1934 — 1936 гг. авианосец оснастили булями, а в трюм уложили 1200 т балласта. Для снижения «верхнего» веса демонтировали две спаренные 127-мм артустановки, заменив их более легкими 25-мм автоматами. Но все равно полное водоизмещение корабля выросло до 13650 т.

В целом «Сражающийся дракон» трудно назвать удачным. Небольшая площадь полетной палубы (156,5х 23 м) не позволяла держать на ней во время взлетно-посадочных операций более шести самолетов, из-за чего действия авиагруппы оказывались малоэффективны. А слишком маленький кормовой лифт затруднял применение новых бомбардировщиков. Так что, по существу, «Рюдзе» был, скорее, экспериментальным изделием, чем ударной единицей флота.

...Первым американским кораблем, изначально заложенным как авианосец, стал CV-4 «Рейнджер». Его проект разработали в ответ на постройку «Рюдзе» практически без опыта эксплуатации палубной авиации; размеры корабля определялись остатком суммарного водоизмещения авианосцев, предусмотренного Вашингтонским соглашением. Предполагалось, что «Рейнджер» станет головным в серии из пяти единиц, но в 1929 г. конгресс США утвердил строительство лишь одного корабля этого типа, да и то в упрощенном и более дешевом варианте.

«Рейнджер» виделся его конструкторам гладкопалубным, без «острова», с тремя самолетоподъемниками и катапультами но в ходе постройки в проект внесли многочисленные изменения. Характерной особенностью авианосца стали шесть откидных дымовых труб — по три с каждого борта. Причем они были оснащены своеобразным «переключателем», способным отводить дым на борт, который оказывался подветренным.

Ангар «Рейнджера» был весьма просторным, делился на три секции и вмещал 76 самолетов. Полетная палуба размером 216,1 х 26,2 м оснащалась двумя самолетоподъемниками, шестью аэрофинишерами и одним аварийным барьером. В 1943 г., при модернизации, длину полетной палубы увеличили до 228,6 м, а также установили гидропневматическую катапульту.

Бронирование состояло из 25-мм палубы над ангаром и 51-мм коробчатой защиты погребов боезапаса. Противоторпедная защита отсутствовала; правда, в 1943 г. корабль предполагалось оснастить булями, но от этого отказались из-за неизбежного снижения скорости.

По первоначальному проекту «Рейнджер» собирались оснастить турбоэлектрической энергетической установкой, но вследствие малых размеров корпуса установили более компактные паровые турбины На испытаниях авианосец при водоизмещении 16169 т развил мощность 54631 л.с. и ход 29,9 узла.

Артиллерийское вооружение «Рейнджера» к моменту его ввода в строй включало лишь восемь 127-мм орудий; позже к ним добавили сорок 12,7-мм пулеметов. В сентябре 1941 г., во время переоборудования в Норфолке, количество пулеметов уменьшили до 24, а на освободившиеся места поставили шесть четырехствольных 28-мм автоматов. В середине 1942 г. «Рейнджер» полностью перевооружили на шесть четырехствольных 40-мм «бофорсов» и тридцать 20-мм «эрликонов». Одновременно полностью заменили систему управления огнем. В январе 1943 г. число «эрликонов» увеличили до 46, но вскоре шесть из них сняли, так как остойчивость корабля достигла критической отметки.

Как и «Рюдзе», «Рейнджер» оказался не очень удачным: малые размеры и нерациональное расположение лифтов на полетной палубе сильно замедляли с гарт и посадку самолетов. Кроме того, выявились недостаточная мореходность, пониженная остойчивость и отсутствие эффективной подводной конструктивной защиты

В годы Второй мировой войны первым «вашингтонским» авианосцам встретиться не довелось. «Рейнджер» нес службу в Атлантике, где сопровождал конвои, прикрывал высадку десантов в Северной Африке и использовался в роли авиатранспорта В 1944 г, после вступления в строй тяжелых авианосцев типа «Эссекс», он окончательно потерял боевое значение и был превращен в учебный,

«Рюдзе» воевал активнее география его боевых походов охватывает пространство от Алеутских островов до Индийского океана. Правда, его карьера оказалась недолгой: в августе 1942 г. в битве у Восточных Соломоновых островов «Сражающийся дракон» был поражен четырьмя американскими бомбами и одной торпедой. Объятый пламенем авианосец перевернулся и затонул, унеся с собой на дно почти 600 моряков.

 

Сергей БАЛАКИН

 
Реклама

Каждый сможет заказать микроавтобус в аэропорт, но кто сможет купить

 

 


 


Авианосец «Рюдзе»
Авианосец «Рюдзе» Япония, 1933 г.
Авианосец «Рейнджер»
Авианосец «Рейнджер» США, 1934 г.

  Литература:
"ТМ" 04 - 02
       
           
Hosted by uCoz