Встреча с германскими линкорами для англичан оказалась совершенно неожиданной. 8 июня 1940 г. авианосец «Глориес» в сопровождении эсминцев «Ардент» и «Акаста» возвращался из Норвегии; на его борту, помимо собственной авиагруппы, находились две эскадрильи сухопутных истребителей. Немцы первыми обнаружили противника, и с дистанции 13 миль «Шарнхорст» и «Гнейзенау» открыли огонь. Примерно через 10 мин в «Глориес» один за другим попали три крупнокалиберных снаряда. Пытаясь спасти авианосец, английские эсминцы ринулись в самоубийственную атаку, но были расстреляны, а единственная достигшая цели торпеда не смогла исправить положения. Объятый пламенем «Глориес» перевернулся и затонул, так и не успев поднять в воздух свои торпедоносцы. Парадоксально, но факт: сохранись этот корабль в своем первозданном виде — с 15-дюймовой артиллерией, немцам, возможно, пришлось бы заплатить за его уничтожение значительно дороже...
Результаты первого в истории боя между авианосцем и линкорами вызвали огромный резонанс в военно-морских кругах всего мира. Позиции консерваторов, считавших, что главной силой флота по-прежнему остаются линкоры, усилились. Проповедники всемогущества палубной авиации приуныли: пример безнаказанного расстрела авианосца артиллерийскими кораблями перечеркивал все их прогнозы. Впрочем, вскоре все стало на свои места. Атаки англичан на итальянские корабли в Таранто, японцев на базу США в Перл-Харборе и последующие сражения на Тихом океане со всей очевидностью доказали, что гибель «Глориеса» — в общем-то, трагическая случайность. А реальной основой морской мощи, бесспорно, стали именно авианосцы.
...К концу Первой мировой войны в составе британского флота, помимо переоборудованного в авианосец «Furious», находились еще два однотипных «белых слона» — «Глориес» и «Корейджес». В июле 1920 г. на совещании в Адмиралтействе было выдвинуто предложение также превратить их в авианосцы. Одновременно решили кардинально перестроить и «Furious», так как опробованная на нем идея применения двух раздельных палуб не оправдалась.
В 1922 — 1925 гг. облик «Furious» радикально изменился. С бывшего легкого линейного крейсера сняли все надстройки, трубу и мачту. Два старых ангара — носовой и кормовой — свели в один, а над ним надстроили еще и верхний. Самолеты теперь могли стартовать сразу с короткой носовой полетной палубы и со сплошной верхней, занимавшей 3/4 длины корабля. Оба ангара вмещали 61 аэроплан — то есть «Furious» мог брать на борт в полтора раза больше самолетов, чем «Игл» и новейший «Гермес» вместе взятые!
Весьма оригинально удалось решить проблему отвода дыма, ранее сильно мешавшего летчикам сажать свои аппараты на корабль. Длинные дымоходы шли от котельного отделения в корму, где дым выпускался либо вверх сквозь решетки в полетной палубе (в походном положении), либо вниз через отверстия в бортах (во время посадки самолетов).
Корпус оснастили булями, обеспечивавшими сохранение остойчивости и защиту от подводных взрывов. Ходовой мостик расположили с правого борта ниже полетной палубы. Кроме того, дополнительно оборудовали центральный выдвижной мостик, поднимавшийся на специальной платформе лишь во время старта и посадки самолетов. «Furious» сохранил десять 140-мм орудий, но вместо 76-мм зениток получил шесть новых калибром 102 мм. Кроме того, на нем появилось 14 пулеметов «Виккерс» и «Льюис».
На испытаниях в апреле 1925 г. переоборудованный «Furious» развил скорость 30,03 узла — таким образом, он стал самым быстроходным авианосцем в мире.
Перестройка «Глориеса» началась на верфи в Девонпорте в феврале, а «Корейджеса» — в июне 1924 г. В целом по конструкции они были аналогичны «Furious», но существенно отличались внешне — главным образом, благодаря «острову» с внушительной дымовой трубой. Длину нижнего ангара увеличили до длины верхнего (167,6 м), что позволило принимать на борт 46 самолетов — на 10 больше, чем это делал их прототип.
Впрочем, метаморфозы «белых слонов» на этом не закончились. В ходе службы они неоднократно модернизировались и перевооружались. В 1930 г. на «Корейджесе» установили 4 новых аэрофинишера Mk-VIII, способных обеспечивать посадку самолетов весом до 5000 кг со скоростью 110 км/ч. Вскоре эти удачные устройства нашли применение на всех британских авианосцах; кроме того, они стали прототипами аналогичных конструкций в других странах.
В 1935 г. «Глориес» и «Корейджес» получили по две катапульты, способные разгонять самолеты весом в 3650 кг до 100 км/ч. Правда, они предназначались лишь для запуска гидросамолетов. К концу 30-х гг. у всех трех кораблей оставалась лишь одна «рабочая» полетная палуба — верхняя.
Последнюю крупную модернизацию «Furious» претерпел в 1938—1939 гг На правом борту у него появилась небольшая надстройка-остров». Полностью заменили артиллерию: вместо одноствольных 140-мм и 102-мм пушек установили шесть спаренных 102-мм зениток и три 40-мм восьмиствольных автомата (прозванных «пом-пом»), а также два 12,7-мм четырехствольных пулемета.
Бывшие легкие линейные крейсера — «белые слоны», или
«курьезы адмирала Фишера» — при всей своей архаичности в
течение десятилетия (до вступления в строй в конце 1938
г. знаменитого «Арк Ройяла») оставались самыми мощными
авианосцами британского Королевского флота. Они активно,
хотя и не всегда успешно, действовали во время Второй
мировой войны. Самая короткая боевая карьера выпала
«Корейджесу»: 17 сентября 1939 г. он был атакован
германской подлодкой U-29 и через 15 мин затонул, унеся
с собой на дно 518 моряков. «Глориес» до рокового боя с
«Шарнхорстом» и «Гнейзенау» успел принять участие в
охране конвоев и охоте за немецкими рейдерами в
Индийском океане, а также в Норвежской кампании 1940 г.
«Furious» также занимался поиском рейдеров и
сопровождением конвоев в Северной Атлантике, прикрывал
высадку войск в Норвегии, совершил несколько прорывов на
осажденную Мальту. В 1944 г авианосец-ветеран принял
деятельное участие в уничтожении «Тирпица»: с его палубы
трижды стартовали бомбардировщики, нанесшие немецкому
суперлинкору Фатальные повреждения. После окончания
войны «Furious» некоторое время использовался в качестве
опытового судна для испытания систем противоторпедной
защиты. И только в 1948 г. последнего из «белых слонов»
адмирала Фишера исключили из состава флота и затем
разобрали на металл.
ТМ-12-01