история авианосцев

История авианосцев

Авианосец «Furious»

«Furious» вступил в строй в начале июля 1917 г

Переоборудован из легкого линейного крейсера. Водоизмещение нормальное 19513 т, полное 22890 т. Длина наибольшая 239,7 м, ширина 26,8 м, осадка 6,4 м. Мощность паротурбинной установки 90000л.с, скорость 31,5 узла.

Экипаж 880 чел. Вооружение: десять 140-мм пушек, пять 76-мм зениток. 18 торпедных аппаратов, до 20 самолетов.

 

Авианосец «Furious»

Переоборудован 1.06.1922—1.09.1925 гг.,

Водоизмещение 22810 (28960) тонн; размеры 240 х 27,4 х 7,3 метров. Мощность четырехвальной энергоустановки 90820 л.с: 4 ПТ, 18 котлов; скорость 28,5 узлов. Запас нефти 4010 тонн.

Бронирование без изменений.

Вооружение (на 1944 г.): 12—102-мм зениток, 32—40-мм, 22—20-мм автомата.

Экипаж 1194 человека.

Состав авиагруппы:

В 1935 г.: 3 истребителя «Ослрей». 9 истребителей «Нимрод». 12 разведчиков «Фейри III», 12 торпедоносцев «Баффин»;

В апреле 1940 г.: 18 торпедоносцев «Суордфиш»;

В ноябре 1942 г.: 24 истребителя «Сифайр», 8 торпедоносцев «Альбакор»;

В апреле 1944 г.: 14 истребителей «Сифайр», 18 торпедоносцев «Барракуда».

Авианосец «Furious»

 

Списан 15.03.1948 г

 

После первой мировой войны все английские авиатранспорты вернулась к мирной службе, в составе флота остались только «Furious» и «Аргус».

Английские инженеры-судостроители уже поняли, что эскадренный авианосец должен быть быстроходнее «Аргуса» и иметь надежную систему дымоотвода. Требовалось либо усовершенствовать горизонтальный отвод газов, либо размещать дымоходы в «острове». Адмиралтейство не стало гадать, какой из этих двух способов лучше, а решило создать два разнотипных корабля. Первым быстроходным гладкопалубным авианосцем с новой системой горизонтального дымоотвода должен был стать «Furious», переоборудованный в третий раз, а первым авианосцем «островного» типа — «Игл».

Во вторую мировую войну Великобритания вступила, имея семь авианосцев. До победы из них дожил только «патриарх» — «Furious».

Опыт показал, что посадка самолетов на кормовую палубу «Furious» сопряжена со значительным риском из-за завихрений воздуха, возникающих при обтекании расположенной в диаметральной плоскости надстройки и дымовой трубы. Поэтому в 1922—25 гг. авианосец прошел в Девонпорте очередное переоборудование, радикально изменившее его внешний облик. Утратив трубу, трехногую мачту и мостик. «Furious» выглядел непривычно. Два старых ангара (носовой и кормовой) объединили в один, а над ним надстроили верхний ангар. Нижний ангар занимал почти всю длину корпуса, верхний — примерно три четверти длины, так что крыша нижнего ангара образовывала в носовой части вторую взлетную площадку с уклоном в сторону форштевня. Самолеты теперь могли стартовать сразу с двух уровней: с короткой носовой полетной палубы и со 175-метровой верхней сплошной палубы, занимавшей 3/4 длины корабля.

Подьем самолетов наверх осуществляли два лифта грузоподъемностью 5,5 тонн каждый. Носовой имел гидравлический привод, кормовой — электрический. Никаких палубных устройств — катапульт и аэрофинишеров — «Furious» третьей модификации не имел. Запас авиационного бензина составлял 94550 литров.

Проблема отвода дымовых газов теперь решалась следующим образом. Во время похода дым из котельного отделения проходил сквозь длинные горизонтальные каналы, расположенные по бокам верхнего ангара, в кормовую часть и здесь выпускался вверх через зарешеченные отверстия в полетной палубе. Когда же корабль принимал самолеты, дымовые газы в кормовой части охлаждали водой, засасывали мощными вентиляторами-эксгаустерами и выбрасывали через отверстия в бортах на уровне нижнего ангара. Чтобы дымоходы не перегревали верхний ангар, в боковых стенках надстройки ниже полетной палубы были прорезаны многочисленные прямоугольные отверстия, через которые к дымоходам поступал охлаждающий воздух.

На «Furious е» были три командных мостика, которые разместили ниже полетной палубы, — один в центре на подъемной платформе и по одному с каждого борта. Центральный выдвигался из-под полетной палубы только во время запуска и приема самолета. Мостик правого борта предназначался для командира корабля и вахтенного офицера, мостик левого борта — для авиационного командования корабля. Корабль также оснастили булями, рассчитанными на взрыв 200 кг тротила.

Авианосец сохранил десять 140-мм пушек, но вместо 76-мм зениток получил шесть новых 102-мм — две в носу и четыре в корме. Кроме того, на нем появились 14 пулеметов «Виккерс» и «Льюис». В ходе планового ремонта в 1931 г. были установлены три 76-мм зенитные пушки. На испытания 3 апреля 1925 г. переоборудованный «Furious» развил скорость 30,03 узла — таким образом, он стал самым быстроходным авианосцем в мире.

До ноября 1938 г. авианосец нес службу в составе Флота метрополии и на Средиземном море, а затем снова встал на модернизацию. В 1938—39 гг. на правом борту «Furious» возвели небольшую надстройку с треногой мачтой. Здесь разместились дальномеры, электронное оборудование и малокалиберные зенитные автоматы. Полностью заменили артиллерию: вместо одноствольных 140-мм и 102-мм орудий установили шесть спаренных 102-мм зениток и три восьмиствольных 40-мм автомата, а также два счетверенных 12,7-мм пулемета. Под это усиленное артиллерийское вооружение дополнительно использовали носовую взлетную площадку, которую самолеты больше не использовали. Так появился "Furious» четвертой модификации, который участвовал во многих операциях Второй мировой войны и оказался самым удачливым из британских авианосцев первого поколения. Сразу после последней модернизации корабль вывели в резерв, но с началом войны он вновь вошел в строй и до апреля 1940 г. занимался поиском рейдеров и сопровождением войсковых конвоев в Северной Атлантике.

После вторжения вермахта в Норвегию авианосец включили в состав Флота метрополии. В ходе норвежской кампании торпедоносцы «Furious а» успешно атаковали в Тронхейм-фьорде три германских эсминца. Немецкая авиация ответила ударом на удар: 18 апреля во время стоянки на Лофотенских островах две авиабомбы, разорвавшиеся у самого борта «Furious», повредили его турбины, которые после этого могли работать лишь с пониженной мощностью. Несмотря на это, англичане активно использовали корабль, правда, в основном как авиатранспорт.

После аварийного ремонта «Furious» принял участие в переброске колесных самолетов в район Нарвика в мае 1940 г., бомбил порты Тронхейм (22.09.1940) и Тромсё (16.10.1940). С октября 1940 по февраль 1941 года осуществлял перевозку самолетов из Великобритании в Сьерра-Леоне, сопровождал атлантические конвои в марте, в мае — сентябре трижды доставлял на Мальту колесные истребители, жизненно необходимые для обороны этой важнейшей средиземноморской военно-морской базы англичан. А 30 июля принял участие в воздушном ударе по финскому порту Петсамо в Заполярье.

Во время ремонта в апреле 1941 г. на авианосце усилили зенитное вооружение, добавив четвертый восьмиствольный 40-мм автомат и пятнадцать 20-мм автоматов «Эрликон». Позже число «эрликонов» довели до 22. Появились также РЛС обнаружения надводных и воздушных целей типа 290 и управления огнем (четыре типа 282 и две типа 285).

В октябре 1941 г. авианосец прибыл в США и до апреля 1942 г. стоял в Филадельфии на ремонте. Многочисленные довооружения увеличили «верхний вес», поэтому для улучшения остойчивости на «Furious» изменили форму булей. углубив их и сделав более полными. Но это уже не могло вернуть ему «молодость». Зачисленный в состав Гибралтарской эскадры, корабль до октября 1942 г. занимался переброской истребителей на Мальту, в ноябре прикрывал высадку союзников на Сицилию и участвовал в набегах на побережье Норвегии. С февраля 1943 года — вновь служба во Флоте метрополии. В 1944 году «Furious» участвовал в двенадцати набеговых операциях против судоходства у побережья Норвегии. Но самой славной страницей его истории стало участие в охоте на «Тирпица».

Немецкий линкор базировался в Альтен-фьорде, на северном побережье Норвегии, в опасной близости от коммуникаций союзников. Поэтому англичане не оставляли попыток уничтожить его либо надолго вывести из строя. Начало положила 22 сентября 1943 года отважная вылазка сверхмалых подводных лодок, проникших на хорошо защищенную стоянку и нанесших «Тирпицу» серьезные повреждения. Потом за линкор принялись английские авианосцы, самолеты которых с апреля по август 1944 г. совершили семь налетов на Альтен-фьорд. В трех из них участвовал и «Furious». Наиболее удачным оказался самый первый налет 3 апреля 1944 г.

В тот день в 4.15 утра с авианосцев, находившихся в 120 милях от цели, поднялись истребители сопровождения «Корсар», за ними взлетело первое ударное крыло (21 пикирующий бомбардировщик «Барракуда»), а потом остальные истребители «Хеллкэт» и «Уайлдкэт». Появление этой армады над «Тирпицем» оказалось полной неожиданностью для немецкой ПВО, которая не только не успела поднять в воздух истребители, но даже не открыла заградительный зенитный огонь. В то время как бомбардировщики пикировали на вражеский линкор, истребители огнем своих пулеметов и пушек полностью дезорганизовали корабельную и береговую зенитную артиллерию. Немцы поспешно начали ставить дымовую завесу, но было уже поздно. В 5.29 первые бомбы начали рваться на палубе «Тирпица». Когда через час над Альтен-фьордом появилась вторая волна самолетов, дымовая завеса почти полностью скрыла линкор, а оправившаяся зенитная артиллерия открыла сильный огонь. Однако по вспышкам пламени на «Тирпице» летчики сумели отыскать корабль и, пикируя с высоты 3000 метров, снова атаковали его. Бомбы разорвались возпе кормовой башни главного калибра, в середине корпуса и на полубаке. К 8 часам атака завершилась. Из 121 самолета, участвовавшего в налете, погибли всего 3, на «Тирпиц» сбросили 40 бомб. Линкор вышел из строя еще на три месяца.

15 сентября 1944 г. «Furious» вывели в резерв и поставили на прикол; от усиленной боевой работы старый корпус корабля начал буквально разваливаться.

Сразу после окончания войны «Furious» почти три года переоборудовали в опытовый корабль для испытания систем противоторпедной защиты. Но 15 марта 1948 г. единственный уцелевший довоенный авианосец исключили из списков флота и сдали на слом.

«Furious» в конце своей службы (1944 г.)  

Энциклопедия авианосцев

Носовая часть «Furious» (1927 г.)
Авианосцы.

Главная
Авианосцы «Furious» и «Виндиктив»
Авианосцы «Furious» и «Корейджес»
Авианосец «Furious» Англия, 1918 г.
Авианосец «Furious» 1918 г.
Авианосец «Фьюриес» (Англия, 1918/1925)
Авианосец «Furious» по состоянию на 1944 г.
Hosted by uCoz