Авианосец— класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. |
История авианосцев |
||||
Авианосцы. Главная Furious |
«Furious» и «Виндиктив»В 1916 — 1917 гг. в состав британского Гранд Флита (флота метрополии) вошли три необычных корабля — так называемые «легкие линейные крейсера» типа «Корейджес». Созданные по инициативе энергичного, но иногда чрезмерно упрямого адмирала, первого морского лорда Дж.Фишера, они сочетали качества крейсера (бронирование, скорость) и линкора (калибр главной артиллерии, водоизмещение). Увы, опыт Ютландского боя между английским и германским флотами в 1916 г. наглядно показал, что идея быстроходного, но слабо защищенного артиллерийского корабля в корне ошибочна. В итоге огромные и дорогостоящие корабли оказались не у дел и получили прозвище «белые слоны» — то есть, по-нашему, «белые вороны». Особенно не повезло последнему, наиболее экстравагантному в этой тройке, кораблю — «Furious». Если главным оружием его предшественников являлись две двухорудийные 381-мм башенные установки, унифицированные с линкорами и линейными крейсерами, то «Furious» решили оснастить двумя сверхтяжелыми 457-мм пушками в одноорудийных башнях. Однако уже в ходе постройки от носовой башни — в духе новых веяний — отказались, и крейсер переделали в «полуавианосец»: в носу соорудили ангар на десять самолетов-бипланов и стартовую дорожку длиной 69,5 м. В освободившемся после демонтажа башни погребе оборудовали склад авиабомб и разместили 600 канистр с 4542 л бензина. В итоге гигантский корабль, вооруженный лишь одной тяжелой пушкой и сомнительными по боевой ценности аэропланами, выглядел настолько странно, что моряки тут же переименовали его из «Furious» (furious — яростный) в «curious» (curious — курьезный). И, как показала дальнейшая судьба этого корабля, не ошиблись. «Furious» вступил в строй в начале июля 1917 г. На нем базировались восемь самолетов — три поплавковых разведчика «Шорт» S-184 и пять колесных истребителей «Сопвич» «Пап». Экипаж корабля, составлявший ранее 796 человек, увеличился на 84 авиатора и техника. Возглавлял авиагруппу коммандер Эрнст Даннинг. Испытания авиатехники заняли примерно месяц. В целом технология старта и посадки не отличалась от применявшейся на авиатранспортах. Гидросамолеты могли садиться на воду и затем поднимались на борт кранами; стартовавшие с палубы истребители с колесным шасси должны были приземляться на береговых аэродромах. Но 2 августа произошло знаменательное событие: Даннингу впервые удалось посадить самолет прямо на палубу. В тот день «Furious» шел 10-узловым ходом против ветра, дувшего со скоростью 21 узел. Даннинг сначала летел на небольшой высоте параллельно курсу корабля, затем обогнул надстройку с левой стороны и приземлился точно по центру носовой палубы. Чтобы уменьшить пробег аэроплана, применялся своеобразный «аэрофинишер»: к нижнему крылу биплана прикрепили канаты с петлями, за которые следовало ухватиться находившимся на палубе авиатехникам! Первая посадка была проведена безукоризненно, и таким образом «Furious» стал первым в мире настоящим авианосцем, способным и запускать самолеты, и принимать их на палубу. Однако попытка повторить маневр стоила Даннингу жизни. 7 августа он коснулся палубы в расчетной точке, но не успел выровнять крен своего самолета... «Сопвич» на одном колесе пересек палубу и упал за борт. Пилот запутался в поврежденных расчалках и утонул. И все же эксперимент Даннинга, как в свое время и его предшественника Эли, сыграл важную роль. Именно он натолкнул на мысль оснастить «Furious» второй — посадочной — палубой. Адмиралы не возражали: ценность «курьезного» крейсера как артиллерийского корабля была нулевой. И с ноября 1917 г. по март 1918-го авианосец прошел второе капитальное переоборудование. С него убрали грот-мачту, кормовую 457-мм башню, одно 140-мм орудие; одновременно установили (видимо, в качестве компенсации за снятую артиллерию!) четыре трехтрубных торпедных аппарата. Позади дымовой трубы разместили второй ангар на шесть самолетов и полетную палубу размером 86,5 х 21 м Обе палубы соединили «американскими горками» — они охватывали надстройку эстакадами, по которым самолеты перекатывались вручную. Кормовой ангар оборудовали воротами и двумя кранами для спуска на воду и подъема гидросамолетов. Ангары — и носовой, и кормовой — оснастили лифтами-самолетоподьемниками. На посадочной палубе установили примитивный аварийный барьер из вертикально натянутых канатов. А чтобы не повторилась трагедия, произошедшая с Даннингом, над палубой натянули горизонтальные тросы, предотвращающие горизонтальное смещение самолета. «Furious» принадлежит первая воздушная победа палубной авиации: 18 июня 1918 г. стартовавшие с него истребители сбили германский гидросамолет. А месяц спустя состоялся первый в истории удар авианосца по береговому объекту. На рассвете 18 июля с «Furious», находившегося у побережья Дании, стартовали семь самолетов «Сопвич» «Кэмел». Один из них из-за неполадок в двигателе вскоре повернул назад, но остальные достигли цели — базы немецких дирижаблей в Тондерне — и успешно отбомбились, уничтожив в одном из ангаров цеппелины L-54 и L-60. Правда, топлива на обратный путь у самолетов оставалось мало, что называется в обрез, и три пилота, дабы не рисковать напрасно, приземлились в нейтральной Дании. Два других «Сопвича» едва добрались до британских кораблей и сели на воду вблизи дозорных эсминцев. Шестой самолет исчез — вероятно, он также совершил вынужденную посадку на воду, но так и не был найден. По типу «Furious» англичане переоборудовали еще один корабль — легкий крейсер «Кавендиш», переименованный по этому случаю в «Виндиктив». По компоновке и конструкции он повторял своего «старшего брата», но малые размеры палуб делали его малопригодным для нормальной эксплуатации самолетов. В 1919 г. «Furious» и «Виндиктив» находились на Балтике и обеспечивали поддержку британских экспедиционных сил в действиях против Советской России. В частности, 30 июля палубные самолеты совершили налет на Кронштадт. Впрочем, особого успеха не добились, а «Виндиктив» к тому же серьезно пострадал при посадке на мель в Финском заливе. Накопившийся опыт использования корабельной авиации показал, что оба авианосца с раздельными взлетной и посадочной палубами — и «Furious», и «Виндиктив» — обладают общим важным недостатком. Посадка самолетов на них была сопряжена со значительным риском из-за завихрений воздуха, которые возникали при обтекании им надстроек и дымовых труб, расположенных в диаметральной плоскости. Поэтому «Виндиктив» вскоре опять превратили в крейсер. «Furious» в 1922 г. тоже снова отправился на верфь. Ему, как и другим «белым слонам», предстояло в очередной раз радикально изменить свой облик. Но об этом речь впереди.
|
|
|||
Литература:
"ТМ" 09 - 01 |
|||||